Ученики собирали прибор для получения газов, получали углекислый газ действием на мрамор соляной кислотой (CaCO3 + 2HCl = CaCl2 + CO2 +H2O). Пропускали углекислый газ через воду с лакмусом (CO2 +H2O ⇄ H2CO3) и известковую воду (Ca(OH)2 +CO2 = CaCO3 + H2O). Наблюдали кислую среду из-за лакмуса (лакмус покраснел), а в случае с известковой водой - помутнее раствора, которое, при добавлении избытка газа, исчезало (CaCO3 +CO2 +H2O = Ca(HCO3)2). Распознавали углекислый газ с помощью горящей лучины, которая тухла при внесении в пробирку с полученным газом.
Проводили реакцию серной кислоты с карбонатами натрия и кальция, в результате наблюдали выделение газа без цвета и запаха. (H2SO4+ Na2CO3 = Na2SO4 + H2O + CO2) (H2SO4 + K2CO3 = K2SO4 + H2O + CO2).
https://www.sosh4.bkobr.ru/metodicheskaya-rabota/shkolnye-metodicheskie-ob-edineniya/estestvenno-matematicheskij-tsikl/4992-prakticheskaya-rabota-po-khimii-9-klass-tema-poluchenie-uglekislogo-gaza-kachestvennaya-reaktsiya-na-karbonat-iony#sigProIdb1700633ce